Главная » Предыстория печати фотографии и этапы развития
Предыстория печати фотографии и этапы развития
Химическая предыстория фотографии начинается в глубокой древности. Люди всегда знали, что от солнечных лучей темнеет человеческая кожа, искрятся опалы и аметисты, портится вкус пива. Оптическая история фотографии насчитывает примерно тысячу лет. Самую первую камеру-обскуру можно назвать «комнатой, часть которой освещена солнцем». Арабский математик и ученый X века Альгазен из Басры, который писал об основных принципах оптики и изучал поведение света, заметил природный феномен перевёрнутого изображения. Он видел это перевёрнутое изображение на белых стенах затемнённых комнат или палаток, поставленных на солнечных берегах Персидского залива, — изображение проходило через небольшое круглое отверстие в стене, в открытом пологе палатки или драпировки. Альгазен пользовался камерой-обскурой для наблюдений за затмениями солнца, зная, что вредно смотреть на солнце невооруженным глазом.
Первым человеком, кто доказал, что свет, а не тепло делает серебряную соль тёмной, был ?оганн Гейнрих Шульце (1687—1744), физик, профессор Галльского университета в Германии. В 1725 году, пытаясь приготовить светящееся вещество, он случайно смешал мел с азотной кислотой, в которой содержалось немного растворённого серебра. Он обратил внимание на то, что когда солнечный свет попадал на белую смесь, то она становилась тёмной, в то время как смесь, защищённая от солнечных лучей, совершенно не изменялась. Затем он провёл несколько экспериментов с буквами и фигурами, которые вырезал из бумаги и накладывал на бутылку с приготовленным раствором, — получались фотографические отпечатки на посеребрённом меле. Профессор Шульце опубликовал полученные данные в 1727 году, но у него не было и мысли постараться сделать найденные подобным образом изображения постоянными. Он взбалтывал раствор в бутылке, и изображение пропадало. Этот эксперимент, тем не менее, дал толчок целой серии наблюдений, открытий и изобретений в химии, которые спустя немногим более столетия привели к изобретению фотографии.
Первая фотография в мире, «Вид из окна», 1826
Марка СССР, 1989 г.
Первое закреплённое изображение было сделано в 1822 году французом Жозефом Нисефором Ньепсом (Nicéphore Niepce), но оно не сохранилось до наших дней. Поэтому первой в истории фотографией считается снимок «вид из окна», полученный Ньепсом в 1826 году с помощью камеры-обскуры на оловянной пластинке, покрытой тонким слоем асфальта. Экспозиция длилась восемь часов при ярком солнечном свете. Достоинством метода Ньепса было то, что изображение получалось рельефным (после протравливания асфальта), и его легко можно было размножить в любом числе экземпляров.
Этапы развития печатного дела
Непрерывные полутона
Технологии получения фотографического изображения непрерывно совершенствуются. Но базовый принцип остается прежним – реалистичное изображение возможно лишь при наличии непрерывного распределения полутонов. Эталоном служит фотоизображение, полученное традиционным химическим способом. Плавность переходов тонов в черно-белых фотографиях достигалась за счет неравномерного распределения частиц солей серебра по всей толщине эмульсии на фотобумаге или фотографической пластине. У цветных фотоснимков светочувствительные слои расположены друг под другом, за счет чего происходит взаимное перекрывание окрашенных в красный, зеленый и синий цвет частиц. Это обеспечивает плавные переходы цвета, необходимые для получения качественного изображения. Принципы оптической фотопечати остались неизменны, современная фотолаборатория отличается от традиционного способа получения фотографического изображения лишь автоматизацией процесса.
Технология печати фотографий
В полиграфии с самого начала и до наших дней дискретное изображение (т.е. состоящее из отдельных элементов разных форм и размеров) получают посредством рельефных печатных форм. Гравюры сменились растрами – регулярными структурами из элементов разных размеров, но одинаковой формы. ?зменяя площадь покрытия бумаги такими точками, можно было передавать полутона черно-белого изображения. Цветное изображение печаталось при помощи четырех растров (желтого, бирюзового, пурпурного и черного), расположенных строго под заданными углами. Напечатанное таким образом изображение имеет дискретную структуру, но глазом может восприниматься как полутоновое или полноцветное. С развитием электронной техники появилась возможность создавать для печатных форм растры с нерегулярными структурами. Фотопечать на принтере основывается на принципах построения фотоизображений, позаимствованных из опыта многотиражной полиграфии.
Печать фотографий на принтере
?ндивидуальные печатающие устройства сначала эволюционировали от электронных подобий печатных машинок к матричным принтерам – готовые рельефные символы сменились иголками, способными составить из точек любой символ. Следующим этапом развития стал струйный принтер, формирующий изображение с помощью микрокапель чернил. Почти в то же время появились лазерные принтеры, использующие в качестве красителя тонер из твердых частиц. Повышение качества струйной печати достигается возможностью варьирования размера капель – создается эффект непрерывного распределения полутонов. Фотопечать на принтере совершенствуется и движется к созданию безрастрового реалистичного изображения.
Так же смотрите другие статьи на тему "Печать фотографий":